История

История саберфайтинга.

Зародился саберфайтинг в далёком 2000 году, когда при подготовке первой ролевой игры по «Звездным войнам» возникла необходимость моделировать мечи и поединки джедаев (после выхода 1 эпизода стало понятно, что это — что-то особенное!). Поединок должен был не только определять, кто круче фехтует, но и быть при этом длительным и зрелищным.

Сразу оговоримся, что тогда эта идея реализована не была. Но после игры нашлось двое желающих (один из них — сам автор идеи), которые решили продолжить эксперименты с джедайскими поединками и начали регулярно встречаться в ближайшем парке. Несмотря на то, что опыта фехтования у основоположников не было, это компенсировалось огромным энтузиазмом. Была разработана система, в которой существовало несколько ударов (наносящихся строго определенным образом), на которые ставились строго определенные блоки. Удары были максимально амплитудными, чтобы партнер успел увидеть, какой блок ставить, а зритель насладился цветным «шлейфом» меча. При этом удары наносились достаточно быстро (несмотря на амплитудность) и в произвольной последовательности (что давало сражающимся ощущение реального поединка). Смены атакующего внутри поединка предусмотрены не были.

В те времена тренировочные саберы были простыми, делались из лыжных палок и покрывались краской под нужный цвет, а поролоном обматывались исключительно для того, чтобы не слишком громко стучать друг об друга.

Важный момент. В связи с выходом саберфайтинга из ролевого сообщества и общим удобством идентификации, большинство саберфайтеров использует никнеймы, поэтому не удивляйтесь странным именам в тексте 🙂 Алексеев на тренировке может быть много, а Кайл — один.

Больше фактов

Поскольку саберфайтинг придумывался для ролевой игры, саберы делались разборными. Отдельно рукоятка, которую можно прицепить на пояс, отдельно – клинок (в чехле за спиной). Позже подобная система оправдала себя при поломках клинка и достаточно часто применяется до сих пор.

Первая тренировка по саберфайтингу прошла в сентябре 2000 года в Москве, в Измайловском парке, около Оленьего пруда. Это место можно считать исторической «колыбелью» саберфайтинга — тогдашние его основоположники даже не могли представить, во что выльется в дальнейшем их начинание.

С течением времени из первоначальных основателей остался только Лорд Вейдер, к которому пришли учиться три девушки — сначала Дарт Марена, а затем Люк и Мелгон (Лея).

Отсутствие фехтовальной подготовки у разрабатывавших первоначальную технику заставило их опираться на визуальный ряд фильма и вышедшей тогда компьютерной игры Jedi Outcast. Главным критерием для движений стала красота, а для защит — применимость на практике. На самом деле, с высоты накопленного опыта можно утверждать, что фехтовальщики и не смогли бы создать такое уникальное явление. Когда у человека есть уже отработанная практика какого-либо оружия, всё, что он делает, он делает в его ключе. То есть легко сделать кендо-с-сабером, катори-с-сабером, саблю-сабер, шпагу-сабер, федершверт-сабер, дзянь-сабер и даже тямбара-сабер 😉  Более того, это всё в той или иной степени так или иначе действительно создавалось если не в России, то за рубежом точно. Но только ролевики-любители, опираясь на видеоряд, могли создать действительно уникальное с точки зрения любого фехтования явление. Принципы созданного направления — главным, наверное, можно считать озвученный Кайлом «В саберфайтинге лучше красиво умереть, чем некрасиво жить» — позволили впитывать, видоизменяя, технику другого оружия, оставляя результат все равно уникальным саберфайтингом.

Важно учесть, что из ударов на тот момент существовал только «диагональный крест» — верхние диагональные и восходящие удары, хотя удары с разворота и горизонтальные добавились довольно быстро. Инициатива же передавалась при помощи остановки серии атак, после чего защищающийся мог начать атаковать сам. Или – не начинать, тогда инициатива оставалась у атакующего.

[свернуть]

Уже в начале 2001 года была проведена первая демонстрация поединка ЗВ-фэндому, а позже и снят первый отечественный файт-фильм «Ситх против джедая». Бой из этого фильма был продемонстрирован вживую летом на «СтарКоне 2001» (тогда это был чисто ЗВшный конвент). Примерно тогда же возник сам термин «саберфайтинг», как сокращение от «лайтсаберфайтинг».

Больше фактов

Актерами фильма стали ученицы первых энтузиастов. Группа была маленькой, но уже была разработана систематизация имеющейся техники и что не менее важно, способы обучать ей новичков. Осенью прошла ролевая игра «Татуин», на которой был продемонстрирован новый вид фанатской деятельности. Пришедший после нее Кайл оказал важнейшее влияние на становление саберфайтинга.

Идея саберфайтинга (пока только идея, не техника) начала проникать за пределы Москвы — в Томске предприняли первые попытки неформальных занятий на свежем воздухе.

[свернуть]

В 2002 году помимо демонстрации двух боев на «СтарКоне» саберфайтеры провели открытую тренировку. А после проведения ролевой игры «Татуин 2002», встреча с игроками которой совпадала с тренировками, в до сих пор маленькую группу пришло сразу много новичков. Пять опытных саберфайтеров резко стали «мастерами», получивших по группе своих «падаванов». И вот тут-то и выяснилось, что цели и взгляды у «мастеров» разные.

В марте 2003 года саберфайтинг раскололся на два направления: «Школу Саберфайтинга» (ШС), занимавшуюся постановкой произвольного поединка, ВИЗУАЛЬНО похожего на «Звездные войны», и «Академию Джедаев на Явине 4», более интересовавшуюся внутренней составляющей — почувствовать себя джедаем/ситом и провести реальный поединок (с целью поразить противника).

Больше фактов

Массовый приход новичков осенью 2002 заставил старожилов пересмотреть отношение к тренировкам. К примеру, была введена обязательная разминка, «строевая» работа с оружием, появилось понятие дисциплины на тренировках. Именно тогда новички стали называть своих учителей «мастерами», а себя «падаванами». Учеников было порядка 20 человек, «мастеров» — пятеро (Лорд Вейдер, Кайл, Дарт Марена, Люк, Лея). Разбивка учеников по учителям заложила фундамент к дальнейшему дроблению группы. Мастера начали задумываться о том, что, как и зачем они делают (наличие учеников этому очень поспособствовало). Встал также вопрос о дальнейшем развитии техники, относительно которого каждый из наставников имел свои соображения.  При этом ни один из пяти «мастеров» опыта или хотя бы теории какого-либо фехтования по-прежнему не имел, зато у двоих из них уже был опыт рукопашного боя 😉 Атмосфера на тренировках накалялась довольно медленно, но неизбежно. По опыту дальнейших лет можно сказать, что первый саберфайтерский раскол тогда был абсолютно неминуем, хотя эмоционально он был воспринят очень тяжело всеми сторонами. Напряженные отношения между получившимися направлениями саберфайтинга до сих пор имеют отголоски, хотя со временем ситуация сильно сгладилась.

Марена в «Явине 4» продвигала ответные атаки на опережение, Кайл же в ШС добавил вертикальный удар, разворот с подсечкой, атаку после перевёрнутой защиты плеча.

В Сибири при этом развитие саберфайтинга шло достаточно тихо. В 2002 году начались первые контакты со спортивными фехтовальщиками. На следующий год В.В. Лобанов даже начал заниматься спортивным фехтованием с целью получения знаний и навыков для совершенствования техники саберфайтинга. И в 2003 году была создана «Томская Академия Джедай».

В Минске появился «Храм Света», основанный рукопашным инструктором и уделяющий существенное внимание физической и психологической подготовке своих саберфайтеров. Работали в этой организации, как и «Явин 4», на «поединки».

[свернуть]
previous arrow
next arrow
Slider

Период 2003-2006 можно считать периодом становления саберфайтинга. Во всех его направлениях, в Москве и в регионах происходил активный рост: появлялось всё больше групп, приходили новые люди, накапливался опыт в обучении саберфайтеров и проведении тренировок, техника улучшалась и усложнялась. На рубеже 2004-2005 гг. создаётся «Западно-Сибирская Академия Джедай» с отделениями в Томске и Кемерово. В 2005 году к ней присоединяются Омск  и Новосибирск. В 2006 появляется «Самарская Академия Саберфайтинга».

В 2006 году появляются первые пригодные для файта светящиеся мечи (многодиодники в Москве, однодиодники в Минске), но в силу конструкционных особенностей они пока еще не получают распространения среди саберфайтеров. В это же время снимается следующий файт-фильм «Холод».

Больше фактов

В 2003 году «Школа Саберфайтинга» создавалась как проект «Российского Фан-клуба Звездных войн». По сути, вся активная верхушка клуба состояла из саберфайтеров.

Если «Явин 4» пошел путем преобразования имеющейся техники, у них произошло сокращение амплитудности ударов, появились ответные атаки на опережение (без выигрыша темпа), в «Школе Саберфайтинга» выбрали другое направление. Исходная техника была названа «идеальной формой» (термин из «Графического словаря») и начался поиск и наработки «боевой формы». Для этого привлекались специалисты как восточного фехтования (в основном катори), так и западного (тяжелая шпага 16 века). Появилось много отдельных упражнений, посвящённых двигательной практике, отдельное внимание стали уделять фехтовальной стойке (в чём и проявилось наследие тяжёлой шпаги). Осенью этого же года были введены теоретические занятия по созданию сабера, истории и мотивационной составляющей тренировок.

Летом была проведена «Неделя саберфайтинга в Санкт-Петербурге», положившая начало сложной истории развития данной деятельности в северной столице.

В 2004 году наплыв новичков в ШС потребовал организационной реструктуризации. Была принята система рангов: ученик-падаван-рыцарь-мастер, прошли первые испытания, проводившиеся для присвоения ранга. Тогда же было дано чёткое определение саберфайтинга: «Спортивная, с элементами ролевой игры, система фехтования, на основе реконструкции боевого искусства владения световым мечом вселенной «Звездных войн».» На «СтарКоне 2004» саберфайтеры впервые выступали на сцене, а в августе провели первый «Турнир по идеальной форме», где оценивалась не эффективность фехтования, а точность технического исполнения. Тогда же появились первые наработки по использованию нового вида оружия — двухклинкового стаффа.

Уже используемое оружие тоже получило концептуальные доработки. Во-первых, для новичков были созданы «ученические мечи», тогда еще на основе алюминиевых трубок. Во-вторых, гнущиеся алюминиевые лыжные палки стали заменять на стеклопластиковые прутки, получившие сленговое название «киллерстики» по нику впервые привезшего их из Твери человека.

Тогда же «Явин 4» проводит первый «Файткон» — небольшой двухдневный конвент на свежем воздухе, посвященный саберфайтингу. С этого момента они проводились ежегодно вплоть до 2010 г.

А в ноябре от «Явина 4» отделяется одна из трех мастеров – Дарт Марена, основывая свою группу «Коррибан», занимающуюся сочетанием рукопашного боя и саберов, которые приобрели вид гуманизированных палок.

С сентября 2004 г. в Томске саберфайтинг развивается в системе дополнительного образования (детское образовательное объединение «Саберфайтинг» Дворца творчества детей и молодежи г. Томска). Подготовлена и утверждена первая в России образовательная программа по саберфайтингу, а также прошло первое выступление томских саберфайтеров на сцене.

Во второй половине того же года зарождается саберфайтинг в Омске.

В 2005 году тенденции получили дальнейшее развитие. Саберфайтинг по-прежнему оставался достаточно популярен, и новичков стало настолько много, что часть учеников ШС даже образовали отдельную команду, развивающую технику на основе «теории отскока», названную «сабфайт» — в сети до сих пор доступен учебник по этой технике. Основатель этой теории создал ещё один файт-фильм «Чужая война», правда, без использования новой техники.

Весной провели первый и единственный межгрупповой турнир по прикладному саберфайтингу, оказавшийся на редкость травматичным.

В Москве ученические саберы стали делать на основе гимнастических палок. На тот момент это обеспечивало низкий финансовый «порог вхождения» для учеников и неплохо себя оправдывало. А зимой, пользуясь толстым слоем снега, предпринимались первые попытки ввести на тренировках элементы акробатики.

Намного интересней ситуация складывалась в Сибири. С этого года (и по сей день) начали проводиться большие конвенты по саберфайтингу – «Лайтконы», что положительно сказалось на развитии этого направления по всей Сибири. Появилось «Новосибирское отделение Западно-Сибирской Академии Джедай», в общую «струю» активно влился Омск.

2006 год можно считать пиком периода роста. Из «идеальной формы» выжали всё, что могли, поэтому упор в развитии был сделан на систематизацию тренировок по боевой форме для старшего состава. Впервые зародилось понятие «боевая хореография» — несмотря на то, что постановки уже существовали до этого, первые попытки осмыслить и обучить созданию постановочных боёв произошли только в этом периоде. Был снят файт-фильм «Холод», оказавший существенное влияние на развитие файт-фильмов в России — к примеру, в том же году свежесозданная «Самарская Академия Саберфайтинга» сняла пародию на «Холод» под названием «Жара».

На «СтарКоне 2006» помимо традиционных выступлений ШС с показательными номерами выступила группа «Коррибан», а Сэр Эктор приехал специально из Львова (!) чтобы провести «турнир на вынос» на саберах.

С 2006 года под Минском стали регулярно (до 2014) проводить «БелФайтКон», имеющий важное значение для Белорусских групп.

А саберфайтеры Томска переместились в школьный спортивный зал (что с их климатом было весьма существенным шагом вперёд). В.В. Лобановым подготовлена первая научная публикация по саберфайтингу (к сожалению, с доступом к подобным публикациям ситуация не очень и возможности ознакомиться не будет 😉

Ну и стоит немного рассказать о светящихся мечах того времени… В 2006м SMaker создал довольно сложные многодиодные мечи, требующие много батареек (как следствие, длинную рукоять). В качестве клинка служила ПВХ труба для горячей воды. Ударопрочность была в целом приемлемой, но все-таки диоды разбивались, а клинки при ударах гнулись (предельно допустимая длина клинка была около 70 см). При этом в изготовлении система была крайне сложной и недоступной для не-специалистов. Несколько мечей на продажу сделал сам автор, но довольно быстро отказался от этого проекта. Примерно в то же время Алексус из Минска создал однодиодный меч с сверхъярким светодиодом в рукоятке. Пара мечей данной конструкции проработали у него не один год. Но у них было другое «сложное место» — клинок. Он должен был быть не только достаточно прочным, но и тонкостенным, чтобы пропускать свет от единственного диода. Легкодоступные ПВХ для этого не годятся. Сам автор использовал толстые гимнастические палки, которые можно было купить только в Белоруссии, да и разнообразием цветов они не отличались. Так что пока саберфайтеры по-прежнему выступали с тренировочными, не-светящимися мечами.

[свернуть]
previous arrow
next arrow
Slider

Однако к 2007 году существующие на тот момент наработки достигли своего пика. Несмотря на продолжающиеся выступления на «СтарКоне» и межрегиональных фестивалях, саберфайтингом интересовалось всё меньше людей. Тем не менее весной ШС провела открытые соревнования по хореографии. А летом в ШС состоялся первый в своем роде прецедент по бесконфликтной смене руководства саберфайтерского коллектива. Руководителем «Школы саберфайтинга» стал Рэнид. А последующее за этим выступление на СтарКоне приобрело элементы не только фехтования, но и шоу.

Больше фактов

В то же время «Идеальная форма» саберфайтинга была полностью проработана и себя исчерпала, а техника боевой формы стагнировала, так как люди, занимавшиеся её развитием, отошли от дел.

На «СтарКоне 2007» проявила себя с постановочным боем команда «Ондерон», некоторое время занимающаяся в Москве саберфайтингом, основанным на катори. В тот же год томские саберфайтеры впервые продемонстрировали на сцене групповой бой аж на 6 фехтующих!

Стоит сказать, что угасание интереса к саберфайтингу не было чем-то уникальным, на тот момент ЗВ-фэндом практически загнулся. У ЗВшников уже не было ни регулярных встреч, ни мероприятий помимо «СтарКона», фактически все, кто поддерживал фэндом, прекратили активность. Так что сам факт того, что саберфайтинг в этот период вообще выжил – хорошее достижение.

И еще одно судьбоносное для дальнейшего развития саберфайтинга событие произошло в этом году: Эльвинг, мастер «Школы Саберфайтинга», начинает заниматься в студии артистического фехтования «Эспада».

[свернуть]

Всё изменил 2008 год. Его можно считать переломным для саберфайтинга. «Школа Саберфайтинга» перестала учить новичков «идеальной форме», то есть изначальной технике саберфайтинга. На смену ей пришла сразу «боевая форма». Более того, летом Эльвинг (мастер ШС) съездила в Томск – Новосибирск и завезла туда новую ударную технику, привезя взамен сибирскую технику защит, разработанную В.В. Лобановым. После чего был снят и выложен в открытый доступ видеоучебник с новыми основами саберфайтинга. И что еще более важно, к этому учебнику был сформулирован список особенностей боевой хореографии саберфайтеров, на который ссылаются как на основной критерий «ЗВшности поединка» до сих пор.

А еще в этом году были проведены первые российские видеосоревнования по хореографии боев в стилистике ЗВ (RLCC). Помимо роликов из Москвы и Сибири, был участник из Кишинева, а в число судей вошла одна из основоположниц российского артфеха – Виктория Михайловна Лихтаренко.

Больше фактов

Важным событием того же года стало признание артистического фехтования как официального вида спорта. Это значило возможность для саберфайтеров выходить с постановочными номерами на официальные соревнования, получать спортивные разряды и плотно взаимодействовать с профессиональными спортсменами, делиться опытом и наработками.

Вообще этот год можно считать пиком межгородского взаимодействия. Групп уже много, они активно обмениваются опытом, но еще никто ни с кем не поссорился. К концу года Красноярский «КРОМ» начал заниматься саберфайтингом в дополнение к своей основной деятельности, что в дальнейшем сыграло важную роль для развития саберфайтинга в России.

В Томске тоже произошли существенные изменения. Во-первых, в организационном плане полностью отказались от системы падаванов, заменив на долговременное прикрепление новичка к одному опытному саберфайтеру. Во-вторых, отказались от «фрифайта» (свободный бой, нацеленный на демонстрацию красивого поединка), сосредоточившись на подготовке постановочных поединков. В-третьих, получили формальную возможность называть себя артфехом.

«Самарская Академия Джедай» сняла свой второй файт-фильм: «Долг Прошлого».

А тем временем в Москве преемник SMaker’а Влад Голощапов наладил производство на продажу многодиодных светящихся мечей, изначально с клинками из всё тех же ПВХ труб для горячей воды.

[свернуть]
previous arrow
next arrow
Slider

Переориентация саберфайтинга на артфех не прошла безболезненно. В 2009-2010 саберфайтинг начало «лихорадить». «Западно-Сибирская Академия Джедай» раскололась на «Межрегиональную Федерацию Саберфайтига» и «Союз Свободных Саберфайтеров». Две трети мастеров «Школы Саберфайтинга» основали студию «Саберфайтинг Арт», после чего «Школа Саберфайтинга» в течение 1,5 лет постепенно прекратила своё существование. В то же время в новой студии «Саберфайтинг Арт» шло активное развитие.

В 2010 году саберфайтинг, благодаря личным связям Эльвинг, был представлен артфеху и в принципе неплохо им принят. В то время в самом артфехе шла политика поддержки молодых коллективов, и саберфайтерам очень удачно удалось «попасть в струю». Начиналась новая эра, где сабефайтинг медленно, но верно, через артистическое фехтование, становился полноправным членом фехтовального сообщества.

Больше фактов

Саберфайтеры начали отходить от фэндома «Звёздных Войн», при этом расширив аудиторию и выступив на аниме-фесте «J-Rock» и Чемпионате России по артфехтованию. Техника спортивного и артистического фехтования существенно повлияла на саберфайтерскую.

«Союз Свободных Саберфайтеров» (ССС) не принял ориентацию на артфех и постановки, продолжая развивать «фрифайт», наиболее близкий к изначальному концепту саберфайтинга (постановка без постановки).

Издательство Томского государственного педагогического университета выпустило образовательную программу В.В. Лобанова «Саберфайтинг: образовательная программа по артистическому фехтованию», в дальнейшем удостоенную наград разного уровня, в т.ч. ставшую победителем федерального конкурса авторских дополнительных образовательных программ (Минобрнауки РФ).

А красноярцы приняли участие в региональных соревнованиях по артфеху (с хорошими результатами).

В Википедии (стараниями руководителя красноярского «КРОМ»Навигатора) появляется статья «Саберфайтинг», но долго она не продержалась – нашлись «противники», настоявшие на уничтожении статьи как не имеющей источников.

В этом же году прошел последний «Файткон», организованный «Явином 4». Зато в Сибири состоялся первый «Омский саберфайтерский конвент».

«Самарская Академия Саберфайтинга» выпустила очередной файт-фильм: «Epica Mexicana».

И еще одно поначалу не очень заметное, но в перспективе важнейшее событие произошло в этом году. Питерские саберфайтеры нашли в Москве точку по продаже поликарбонатовых труб, оказавшихся тем самым недостающим элементом для развития световых мечей для саберайтинга. Теперь вопрос выступлений со светящимися мечами стал только вопросом времени (и денег 😉

«Тюменская Академия Саберфайтинга» получила название «Хилт».

[свернуть]

2011-2014 можно считать годами стабильного развития групп и объединений в выбранных направлениях.

Молодая студия «Саберфайтинг Арт» активно путешествует по стране и СНГ, проводя мастер-классы и обмениваясь опытом. Количество участников и выступлений на различных мероприятиях (а не 1 раз в год на «СтарКоне», как было раньше) постоянно растет.

В Томске происходит окончательный переход на спортивную терминологию.

В Сибири проходит от двух до четырех саберфайтерских конвентов в год, где представители разных городов обмениваются опытом.

В марте 2012 года «Школа Саберфайтинга» (ШС) окончательно закрылась, просуществовав 9 лет и сменив за них 3х руководителей. Последним руководителем стал молодой, амбициозный, но неопытный Энди.

«Содружество Свободных Саберфайтеров» выпустило печатное издание «Саберфайтинг. Базовая форма».

На Чемпионатах России по артистическому фехтованию (ЧР) саберфайтинг отныне представлен стабильно каждый год. А в 2013 году номер студии «Саберфайтинг Арт» «Небезупречный план» впервые завоевывает бронзовую награду на Чемпионате России по артфехтованию.

Больше фактов

В 2011 году в Тюмени проходит МК от «Омской Академии», что дает серьезный, хоть и непродолжительный толчок развитию «Тюменской академии».

В этом же году на ЧР приехал Леонид Тюрьков из «КРОМ» (Красноярск) с прекрасным соло «Сила необузданная».

Проходит 4 саберфайтерских конвента – «Омский конвент», «Миниконы» в Кемерово и Красноярске, «Лайткон» в Новосибирске.

А питерский «Скиурус» организует открытые видео-соревнования по сольным выступлениям со световым мечом (при этом не только с ЗВшными сюжетами).

В 2012 году Лео из Омска сделал первую систематизацию владения двухклинковым стаффом, а также начал производство на заказ первых отечественных однодиодных мечей. Их количество было пока что сильно ограничено, поэтому до Москвы быстрее добрались американские Ultrasabers.

Проходит три конвента – «Миникон в Красноярске», «Лайткон» и «БелФайтКон».

С 2012 года, после закрытия ШС, студия «Саберфайтинг Арт» (СФА) осталась на тот момент единственным клубом в Москве, но её численность позволила участвовать во многих мероприятиях и активно способствовать возрождению ЗВ-фэндома.

В 2013 году проходит «Миникон» в Красноярске и «Лайткон».

СФА начинает не только участвовать в мероприятиях, но и организовывать свои внутренние.

Интересным экспериментом, к сожалению, неудавшимся, была попытка открыть в Москве в 2014 году филиал международной академии саберфайтинга «Ludosport». К этому же году фактически распадается ССС, при этом Омск и Красноярск входят в состав «Межрегиональной Федерации Саберфайтинга» (МФС).

Проходят 3 конвента – «Лайткон», «Краскон», «БелФайтКон».

С этого года СФА начала традиционно выступать на крупнейшем фестивале «Comiccon Russia / Игромир».

В это же время «Самарская Академия Саберфайтинга» выпускает свой лучший файт-фильм: «Балансир».

Также последний раз прошёл белорусский конвент, существовавший с 2006 года.

[свернуть]
previous arrow
next arrow
Slider

Следующим переломным годом можно считать 2015. В нем произошло сразу несколько значимых для истории событий. Во-первых, от студии «Саберфайтинг Арт» отделилась команда, принявшая на себя наследие уже три года как закрытой «Школы Саберфайтинга». Во-вторых, показательное выступление саберфайтеров на чемпионате мира по фехтованию набрало больше двух миллионов просмотров на ютубе. И, в-третьих, томичи приняли принципиальное решение взять курс на вхождение в сферу артистического фехтования. Еще можно отметить первый масштабный перфоманс (до этого были лишь небольшие) «Марш теней» в Красноярске. В общем, реально крутой год получился.

Больше фактов

В.В. Лобанов принимает участие в работе судейской коллегии фестиваля «Стальной Рассвет».
В Тюмень приезжает тренер из Омска и дает главный, в истории клуба, толчок в техническом плане.
Проводятся «Лайткон» и «Краскон».

СФА с роликом «Escape from Kaon» занимают второе место на международных видеосоревнованиях – «Lightsaber Choreography competition» (LCC).

[свернуть]
previous arrow
next arrow
Slider

Период 2016-2019 года закрепил сближение с арт-фехтованием. Всё больше коллективов и номеров выходит на соревнования по арт-фехтованию, всё больше саберфайтеров получают спортивные разряды, становятся квалифицированными судьями. А также – в поисках разнообразия — участвуют в соревнованиях с другим оружием.

В 2016 Томские саберфайтеры выходят на Чемпионат России с триумфальным дебютом – занимают второе место с номером «Альтернативная сцена», а у Томского отделения МФС появляется название – студия «Saberia».

На Чемпионате России по артфеху 2019 «Школа саберфайтинга» впервые занимает первое место с номером «Два товарища».

Однако часть коллективов по разным причинам покидает саберфайтинг (уходя в другое направление фехтования или закрываясь).

При этом количество производителей светящихся мечей и их доступность позволяют некоторым коллективам полностью отказаться от не-светящихся тренировочных саберов.

Саберфайтеры часто обращаются к знакомым коллективам за помощью, организуют совместные проекты, снимают кино.

Больше фактов

На Чемпионате России по артфеху в Питере в 2016 году много саберфайтеров получили разряды вплоть до КМС.

В Томске вышла книга «Античность и современность в артистическом фехтовании: коллективная монография» под ред. С.Б. Куликова и В.В. Лобанова. К сожалению, весьма малым тиражом, так что сразу стала раритетом.
В этом же 2016 проводится «Лайткон», «Краскон» и «Саберкон» (небольшой конвент в Тюмени).

Выходит первая серия сериала «Легенды старой Республики» — «Опасная сделка» — работа ШС и коллег под общим названием «Mind Trick Cinema».

В 2017 году саберфайтеры начинают выступать с другим оружием.

Проходит 3 конвента – «Лайткон», «Краскон» и «Саберкон».

В журнале «Теория и практика физической культуры» вышла статья А.Д. Мовшовича и В.В. Лобанова «Артистическое фехтование: проблемы международного продвижения в системе спорта», фиксирующая правомерность нахождения саберфайтинга в арт-фехтовании.

СФА выпустила файт-фильм «Переходный возраст». А так же начала проводить регулярные перфомансы на улицах столицы.

С 2018 г. томские саберфайтеры ежегодно проводят Чемпионат и Кубок Томской области по арт-фехтованию.

В.В. Лобанов проводит семинары, связанные с арт-фехтованием, и в том числе «Судейство техники саберфайтинга: методические рекомендации». При этом каждый томский совершеннолетний саберфайтер становится квалифицированным судьёй.

В этом году проводится 2 конвента – «Лайткон» и «Саберкон».

Выходит ролик «Схватка» от «Самарской академии саберфайтинга», где наглядно видно изменение техники в сторону классического фехтования, а также файт-фильм от СФА на LCC – «Выбор».

В Чемпионате России и других турнирах по артфехтованию участвует очень большое количество саберфайтеров.

В 2019 году проходит «Лайткон», где первый день посвящён фехтованию на шпаге, второй – на сабле, и только третий – на сабере.

Масштабы интеграции с лёгким оружием достигают таких размеров, что на каждой ступени пьедестала почета Чемпионата России 2019 в дисциплине «Дуэт от 16 века» (фехтование на шпагах) стояло по саберфайтеру 😉

На конференции Федерации арт-фехтования Ал (тренер СФА) был представлен доклад «Влияние саберфайтинга на развитие арт-фехтования», который наглядно продемонстрировал руководству Федерации ценность саберфайтинга как направления.

В этот период производство световых мечей выходит на новый уровень: выделяются мечи для косплея и мечи, предназначенные непосредственно для саберфайтинга. Появляются такие производители, как «Warsabers», «Lightsaber 31» и проект «X-Saber». Позже к ним добавляются «Shen Sabers», «Lightsaber», являющийся на текущий момент основным поставщиком для нашей студии, и «Sylar Sabers», специализирующийся на бюджетных световых мечах.

[свернуть]
previous arrow
next arrow
Slider

Но не только арт-фехтование привлекает саберфайтинг. В 2019 году во Франции бои на световых мечах признают официальным видом спорта, вследствие чего СФА на фестивале StarFans проводит экспериментальную «дуэльную» площадку.

В Москве впервые открывается специализированная группа по двухклинковому световому мечу, а затем и по парным световым мечам (под руководством Константина Зеленова).

Саберфайтеры всё больше уделяют внимание своему продвижению в интернете – большую популярность набирает аккаунт Ивана Плотникова из Тюмени @russian_jedi.

Больше фактов

Школа саберфайтинга выступает в «Доме музыки» с симфоническим оркестром.
СФА совместно с SMX Studios презентуют файт-фильм «Ловушка Разума», который становится самым обсуждаемым событием года.

[свернуть]
previous arrow
next arrow
Slider

Ну и особняком стоит 2020, карантинный год. Несмотря на отсутствие соревнований и площадок для выступлений, а также ограничительные меры, коснувшиеся тренировок, саберфайтинг его вполне пережил, в некотором смысле даже усилив свою просветительскую деятельность в интернете. Так, был проведен платный недельный  «Online интенсив по саберфайтингу», где группа тренеров из различных школ и городов делилась своими познаниями в саберфайтинге и смежных областях, а также серия бесплатных онлайн семинаров в Twitch от томской студии «Saberia».

Больше фактов

Помимо этого, СФА и впоследствии другие саберфайтеры пришли в «модную» соцсеть TikTok, которая доказала свою эффективность большим количеством новичков на тренировках.

А «Тюменская Академия Саберфайтинга «Хилт»» была переименована в «Школу Артистического Фехтования «Хилт»», что как нельзя лучше отражает действующие тенденции развития саберфайтинга.

[свернуть]

В 2021 году тренировки продолжаются. В Москве прошёл первый фестиваль фанатского короткометражного кино по «Звёздным войнам», саберфайтеры готовятся к будущим фестивалям и выступлениям, а СФА вместе с «Дикими Картами» анонсировали группы по дуэльному саберфайтингу.

previous arrow
next arrow
Slider

История продолжается… 😉

 

*«При создании статьи использованы материалы В.В. Лобанова, канд. пед. наук, доцента Томского гос. пед. университета, руководителя студии фехтования «Saberia» и объединения «Саберфайтинг» Дворца творчества детей и молодежи г. Томска».